Мапа сайту Повна версія
Зробити ставку з мобільного
Александр Иващенко: "В "Риге" не так, как в Украине - потренировались, сели и уехали. Еще два часа сидим, корректируем результаты"
Автор: Евгений Савчук

Экс-тренер краматорского "Авангарда" Александр Иващенко на днях выложил в одной из соцсетей пост о том, что в его жизни и карьере начался новый этап – работа в структуре латвийского ФК "Рига". Правда, так и не уточнил, чем именно будет заниматься в новом клубе. Footboom решил связаться с Александром и разузнать, что его подтолкнуло к такому судьбоносному решению и чего он ждет от таких перемен.

- В "Ригу" я попал в клубную академию, где буду работать ассистентом в юношеской команде U-18. Клуб вел со мной переговоры, и меня заинтересовал их предложение. Дело в том, что "Рига" сейчас ставит целью создание одной из самых больших академий не только в Прибалтике, но и в северной Европе. В проект вкладываются большие деньги.

Вообще же система в клубной академии построена так, что следующим этапом после U-18 становится сразу первая команда. В целом же, работа построена так, что ты должен развиваться сразу на всех уровнях. Ты, работая в U-18, можешь переходить в команды U-14, U-13. Брать детей и помогать в работе с ними либо самому вести конкретные возрастные группы. То есть, создаются условия, при которых ты можешь расширять свой профиль, работая как с детскими командами, так и со взрослыми. Нет такого, как у нас, когда ты полностью привязан к какой-то одной возрастной категории – и на этом все. В "Риге" заинтересованы, чтобы тренер, переходя из группы в группу развивался. Одновременно, этим он повышает свой авторитет и среди юных футболистов: если они видят, что их наставник способен работать и там, и здесь, его авторитет в глазах воспитанников безусловно повышается. На данный момент я максимально сосредоточен на U-18, в этом заинтересовано клубное руководство, которое считает, что им нужно несколько другое видение ситуации, более интернациональное. Недавно пригласили тренером по физподготовке специалиста из Македонии, плюс я уже работаю. Периодически подсказываю по группе U-13. То есть, работаю сразу в нескольких направлениях.

- Кроме "Риги" у вас были приглашения от других клубов?

- Предложения, конечно, были. Но я, во-первых, рассматривал перспективу, хотел для себя какой-то новый вызов. Были варианты с работой в Украине, но не буду уже уточнять, где именно, смысла нет. Просто там была вероятность того, что, условно, два-три месяца – и проект приказал долго жить. В "Риге" же меня заинтересовало то, что рабочий процесс построен на голландско-испанской системе. Мне это интересно, я хочу понять, как мне дальше развиваться, над чем работать. Тем более, приезжали специалисты из "Барселоны", демонстрировали работу этой системы. У них каждая неделя расписана для каждой из групп. В Украине я процесс знал, ничего нового для себя не видел, здесь же разглядел перспективу развиваться дальше как тренер, как личность. Тем более, я не боюсь для себя никаких новых вызовов, не боюсь покинуть зону комфорта. Слава богу, английский я понимаю, также здесь говорят и на русском. Плюс некоторые слова пытаюсь выучить и понимать на латышском, учитывая то, что нахожусь в Латвии. В общем, намерен двигаться и развиваться.

- Насколько вообще латышский язык сложный?

- Это все в процессе. Нельзя однозначно сказать, что он сильно легкий. Но такие стандартные фразы вроде "как дела", "как пройти в магазин", "мяч", "вода", "бежать" и так далее – они нужны для того, чтобы твои воспитанники тебя быстро понимали. В то же время, 80-90 % воспитанников академии хорошо владеют английским и прекрасно тебя понимают. Равно, как и в первой команде, где много легионеров.

Клуб сейчас полностью пытается перезагрузить систему подготовки, вкладываются серьезные средства – в строительство базы вложено 25 миллионов евро, в течение двух лет она должна быть готова.

Что касается адаптации в новых условиях в целом, то изначально было тяжеловато – новый подход, новая модель работы, с которой раньше не сталкивался. Рабочие планы, конспекты, по которым ты готовишь детей, одновременно включаясь и во взрослый футбол. Очень непросто, но в то же время интересно. Это то, что позволяет тренеру быть разносторонним, с максимально широким профилем. После тренировки еще около двух часов обсуждаем с коллегами результаты работы. Не так, как у нас в Украине – пришли, потренировались, сели и уехали. Здесь долго еще корректируем планы, высказываем предложения. В Латвии, к слову, темнеет гораздо позже, чем у нас. Поэтому вечерние тренировки спокойно можно проводить. Домой, бывает, приезжаю, в десять – начало одиннадцатого.

- Контракт уже подписан с клубом?

- Да, на один год. Больше сейчас не могут по причине фактора гражданства. В перспективе будем видеть относительно продления. Тем более, уже занимаюсь вопросом вида на жительство. Жена моя имеет латышские корни, за счет этого и я потихоньку планирую закрепиться здесь.

- Семья сейчас там, с вами? Чем супруга занимается?

- Да, супруга, Виктория, со мной, помогает с адаптацией на новом месте. Что тоже немаловажно, ведь до этого со всеми разъездами было очень непросто. А так уже немного стабилизировалась ситуация. Планируем укорениться, потом можно будет и о детях подумать. Плюс пусть еще с пандемией немного станет поспокойнее и побезопаснее.

Сама Вика – ювелирный дизайнер. Работала также и в Украине, но уже как-то больше переключилась на Европу, хочет работать здесь. Во многом потому, что есть правила, законы, которые работают. В Украине в этом плане несколько тяжеловато – есть законы, но они не выполняются. Да и не для всех.

- Вы затронули вопрос пандемии. Насколько в Латвии строго со всеми этими ограничениями?

- Очень строго. Здесь очень большие штрафы за нарушение карантинных норм. Все придерживаются распоряжений сверху. Все строго в масках. Если откуда-то прилетел – самоизоляция десять дней, независимо от того, отрицательный или положительный у тебя тест. Полиция все держит на контроле, за эти десять дней два-три раза может проверить, соблюдаешь ли ты все предписанные инструкции. Да, можно выйти погулять в парк, но общественные места ни в коем случае. Все строго, все закрыто, не так, как в Украине – вроде закрыто, тем не менее, люди гуляют, веселятся. В Латвии же знают, что штрафы очень серьезные – 500-1000 евро и выше, в зависимости от степени нарушения. Также и в футболе – тренируемся строго на определенном расстоянии, дозировано входим в раздевалку. Здесь вообще стараются не нарушать, не только в плане противопандемических мер. Если установлена скорость ограничения движения 30 км/час – то все и едут 30 км/час, зная, что где-то есть камера, которая все фиксирует. И не дай бог какие-то намеки из разряда "может договоримся, командир" - сразу могут посадить в тюрьму.

- С жильем как решили вопрос?

- Клуб оплачивает аренду квартиры, проблем никаких нет. Созданы все необходимые условия, на высшем уровне. Никаких вопросов по этому поводу не имеется.

- В Украине сейчас ваш брат, Валерий, стал исполняющим обязанности наставника "Оболони". Что скажете об этом назначении?

- Мы с Валерой каждый день на связи, узнаю, что делается в украинском футболе, ну и, конкретно, в "Оболони". Ситуация у него сейчас непростая, тем более, исполняющий обязанности до конца сезона. И команду принял, скажем так, не в самый подходящий момент, учитывая то, что в непростой ситуации оказался сам клуб, который еще недавно ставил задачу выхода в УПЛ. Я ему стараюсь подсказать какие-то свои моменты, исходя из того, что уже успел увидеть и понять. Как говорится, одна голова хорошо, две – еще лучше. Мы друг друга поддерживаем, он очень рад за меня, за то, как у меня здесь сейчас идут дела. Я очень рад за него. Пожелал терпения и победы. Верю, что все обязательно придет.

Поделитесь:
Мапа сайту Повна версія Оновити